overtext (overtext) wrote,
overtext
overtext

Китай

Интересное интервью с китаистом Алексеем Масловым.

http://primerussia.ru/interview_posts/595

о китайской культуре диалога:

"В Китае поднимается волна мнений, безотносительно России, что мир в целом не понимает Китай. Мол, мы к ним со всей душой, а они постоянно обсуждают нашу политику. А Китай считал и считает, что все, что происходит в Китае, это их внутреннее дело. Поэтому получается, что Китай чувствует свою мощь, но мышление у него изоляционистское. Это проявляется и в бизнес-моделях, и в общении. Например, когда китаец слушает твое деловое предложение, он, безусловно, его слушает, делает для себя вывод, а потом как бы откладывает его в сторону. Он не отвечает на твой вопрос, а всегда предлагает альтернативу. И сейчас у Китая для такой реакции есть достаточная мощь и авторитет. Мол, мы тебя послушали и готовы заплатить в пять раз больше, но уже за другой проект. И Китай уже сейчас натыкается на то, что все говорят о некой агрессивности — и на уровне отдельных людей, и на уровне руководителей. Речь идет не об экономической агрессии, а о культуре ведения диалога. Китай не очень слушает партнеров."

о врагах:
"Безусловно, это генерализированный Запад. В Китае испокон веков были враги, например сюнну, но это были свои враги, так же как и маньчжуры, которые захватывали Китай. Больше трети династий управлялись не китайцами. Но современная самоидентичность Китая родилась в середине XIX века, когда в Китай пришли западные державы. Запад помешал, Запад опрокинул тысячелетнюю империю за тридцать лет. Запад не понимает китайских ценностей. Запад неправильно действует, Запад сформировал мировую систему, которая невыгодна китайцам. И китайцы хотят не вписаться в нее, не обсудить, не перестроить, а создать параллельную, выгодную им систему, которая должна работать. Это консенсус, который понимают абсолютно все."

отношение к богатству:
"Любой человек, заработавший некоторое количество денег, обязан выступать спонсором. Этого никто ему не приказывает, это, скорее, норматив поведения в обществе, связанный с конфуцианским нормативом поведения, который в Китае очень тесно слился с идеями коммунизма — справедливости, уважения, соподчинения и т. п. Например, мой знакомый китаец внезапно разбогател. Он с трудом умеет даже пользоваться компьютером, но, разбогатев, приехал в свою родную деревню, снес все старые дома и отстроил новые. И все говорят: вот он — правильный человек, это правильное поведение. О нем пишут в газетах, он доволен, и его дети довольны, что про их отца так говорят. Другой мой знакомый, также далеко не самый образованный человек, разбогател на поставках леса из России и содержит большую частную школу, где дети изучают русский язык, со специально оборудованными помещениями, с преподавателями даже из Великобритании. И государство говорит: вот это тоже правильное поведение."

религия:
"Во-первых, в Китае нет и никогда не было понятия бога, формально сам человек может стать высшим существом, например буддой: медитируй — и станешь просветленным. Почему тогда нельзя стать Христом — непонятно. Во-вторых, понятие умирающего бога для китайца невероятно. В-третьих, понятие искушения просто непостижимо для китайского сознания. В чем суть искушения? В чем суть греха? Если нет бога, то нет преступления перед ним. Так что догматическое богословие никак не укладывается в китайской голове.) Но протестантство — это Запад. И китаец тридцати — тридцати пяти лет, который торгует на Западе, неплохо говорит по‑английски, выезжает в Гонконг и в Великобританию, всегда с радостью покажет вам крестик. Зачем? Иногда это игра: вы видите, я христианин, я вас не обману. Кстати, Чан Кайши тоже принял христианство: он налаживал отношения с Западом. Китаец считает, что он повесил крестик — и как бы сказал вам: «Хелло!», таинства за этим никакого нет. "

отношение к истории:

"Абсолютно точно. Тут надо четко различать, что у китайца есть две идеи состязательности. Конкуренция на личном уровне — это у него наподобие неврастении. Но на уровне осознания собственной цивилизации Китай ни с кем не соревнуется. Для Китая вся история позитивна. Все люди на протяжении китайской истории выступают позитивными частями строительства великого Китая. Не случайно, когда им надо было принять решение про Мао Цзэдуна, 80 % его поступков были объявлены позитивными и лишь 20 % — негативными: культурная революция и т. п. А негативные персонажи исчезают: как, например, взял и исчез предыдущий руководитель Китая Ху Цзиньтао. Он не сделал ничего плохого, но и ничего хорошего, Китай не рванул вперед. Ху ушел в 2013 году, и сегодня никто не знает, где он. Он забыт. Надо понимать, что Китай никогда не переживает за выживаемость своей цивилизации, не борется за сохранение национальной идентичности. И это освобождает место для других позитивных вещей. Когда Россия начала свою перестройку, у нас была идея вестернизации. Поход на Запад не удался, и теперь Россия откатывается назад. Это стандартная русская история, об этом писали Соловьев, Бердяев и другие. А Китай свою перестройку начинал как восстановление национальной идентичности. Китай никогда не уходит ни на Запад, ни на Восток. Китай все делает во имя Китая. И когда эта историческая цивилизационная основа стала сочетаться с жестким отношением к экономической конкуренции на персональном уровне, Китай наконец набрал достаточно экономического и политического потенциала."

"Каждый китаец ощущает, что за ним стоит история Китая, которая никогда не подвергается дискуссии с негативной коннотацией, как в России. Как следствие, у рядового китайца нет переживания неустойчивости своей истории: позади пять тысяч лет успеха, и впереди то же самое. Вера в успех — это первое. Во-вторых, на уровне бытовом китаец оперирует историческими прецедентами, присловьями типа «Конфуций сказал» и т. д. Китай оперирует большими историческими периодами: например, Китай в эпоху Цинь владел бóльшими землями, чем сегодня, поэтому надо вернуться туда. История — не просто прецедент, это позитивный прецедент. Если моему деду удавалось, моему отцу удавалось, то и я буду поступать точно так же."
Tags: цитата
Subscribe

  • Bunny's head - escapade!

    Нукеры из солнечного Таджикистана(?) торгуют у нас "орэщьки" и прочей курагой. Чипсы из манго очень хороши к кофе, а черный изюм лучше рыжего.…

  • масленица

    Приветствуем! На волнах вашего любимого радио передача "Не треснет!". Сегодня мы были заняты мирным трудом, пекли блины, дабы проводить…

  • Bunny's head - escapade!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment